Японская литература как таковая зародилась чрезвычайно давно, задолго до заимствования у китайцев символов для обозначения устной речи. Таким образом, самые ранние литературные произведения передавались из уст в уста, «от сердца к сердцу». После того, как в Японии появились иероглифы, появилась возможность записывать те произведения, что слагались в народе и при дворе. Очень долгое время японская литература находилась под влиянием литературы Китая и многие литературные произведения создавались именно на китайском языке.
Самыми первыми памятниками японской литературы являются «Кодзики» и «Нихон секи», представляющие собой собрания японских мифов и преданий о деяниях богов и легендарных героев, а также сведения о событиях реальной японской истории дохэйанского периода. Они были составлены под эгидой императорского двора в период Нара. Период Хэйан считается расцветом придворной литературы, как прозы, так и поэзии. В это время складываются такие литературные жанры, как «моногатари» — сказание и никки — «дневник». Шедеврами этих жанров считаются «Гэндзи моногатари» («Повесть о Гэндзи») Мурасаки Сикибу и «Макура-но сосии» («Записки у изголовья») Сэй Сёнагон.
Классическим жанром японской поэзии считаются стихи в стиле «вака» («японский стих»), называемые также танка («короткий стих»), ибо состояли из пяти строк, в которых был всего 31 слог (5—7—5—7—7). Термин «вака» возник во времена эпохи Хэйан — им обозначали «высокую» поэзию на японском языке (ранее известную как ямато-ноута). Поэзия вака пользовалась особым покровительством императорского двора: в частности, при дворе устраивались специальные поэтические состязания (ута-авасэ), а лучшие стихи объединялись в императорские сборники. Широко известный сейчас (да и тогда тоже) «Манъёсю» («Сборник из десяти тысяч листьев») является первым из таких сборников и состояит из 20 томов, объединяющих в общей сложности 4516 стихотворений-вака. Следующим известным и обширным поэтическим сборником стал «Кокинсю», завершенный к 905 г. Сборники стихов вака объединяли произведения лучших японских поэтов, среди которых были многие японские императоры, высшие государственные чиновники и придворные, а также дзэнские монахи и воины-самураи.
Ещё со времён эпохи Хэйан возвышенные лирические стихи были одним из способов общения возлюбленных, а придворные изощрялись таким образом в остроумии – в высшем свете считалось хорошим тоном умение импровизировать и слагать стихи «на лету» - так определялось, насколько умён и хорошо воспитан человек, а отсутствие поэтических талантов могло даже сказаться на придворной карьере.
Любимым занятием придворных была поэтическая игра – «рэнга» («совместные стихи»), суть которой заключалась в сложении стихотворения сразу несколькими людьми. Первый стихотворец задавал задавал первые три строки (5—7—5 слогов), а другие — последние две (7—7 слогов).
Далее в японской литературе появляется популярный ныне в Японии и за её пределами жанр хайку, также известный как хайкай, хайкай-но рэнга. Хайку – это 17 слоговой стих (5—7—5), допускавший более разговорный стиль и потому считавшийся более «легкомысленными» по сравнению с «серьезной» поэзией вака. Однако такие стихи были куда ближе к народу и получили в результате самое широкое распространение и признание. Вскоре появились мастера поэзии хайку, которые почитались не меньше, чем мастера поэзии вака. Наиболее признанными поэтами, творившими в жанре хайку, считаются Нисияма Сёин (1605—82), Ихара Сайкаку (1642—93), Уэдзима Оницура (1661—1738), а также Кониси Райдзан, Икэниси Гонсуй, Ямагути Содоо и многие другие. Но наиболее известным мастером хайку считается великий Мацуо Басё (1644—94), поэт мировой величины, на творчество великого поэта оказали значительное влияние идеи дзэн.
В период Эдо большую популярность получают так называемые отоги-дзоси — легенды, притчи и рассказы, которые возникли ещё в XIV—XV вв. в устной форме и как анонимные произведения. С XVII в. отоги-дзоси стали издавать ксилографическим способом, часто с иллюстрациями. Записывались такие рассказы каной, поэтому были доступным весьма широким слоям населения, в том числе и низам, поэтому пользовались широкой популярностью. В тот же период появляется авторская проза, на которую повлияли отоги-дзоси. Очень долгое время главным жанром таких рассказов были забавные истории из обычной жизни (гэсаку), которые в свою очередь подразделялись ещё на несколько поджанров. Например, сярэбон – «остроумные рассказы», бывшие циничными и долженствующие развлекать «почтенную публику», а также «ниндзсобон» - рассказы о дамах из «весёлых кварталов» и их поклонниках, весьма сентиментальные и весьма правдивые.
После падения сёгуната Токугава в японской литературе произошёл коренной перелом, т.к. на внутренний рынок хлынули произведения западных литераторов, которые быстро завоевали популярность и стали оказывать влияние на умы современных писателей. В настоящее время во всём мире популярно несколько японских писателей, одним из наиболее известных можно назвать Харуки Мураками, но в то же время широкая общественность подчас очень мало знакома с действительным жемчужинами японской литературы, которых за многие века и за последние годы в отдельности накопилось весьма достаточное количество.
© 2007 Кальчева Анастасия http://jp5.ru